Контакты
Назад

«Мы готовим ребенка к пониманию будущего»: как устроен Центр метакомпетенций СКОЛКИ

Разбираемся в метаумениях и формировании компетентностного подхода в школе вместе с Татьяной Шутовой.

Ежедневно нас окружают колоссальные потоки информации, которую нужно обрабатывать. Быстро меняется рынок труда, а высокотехнологичные индустрии предлагают всё новые вызовы для молодых специалистов. Одна из ключевых задач школьного образования — подготовить ребёнка к будущему, научить его учиться. И помочь развивать навыки, которые точно не устареют.

О том, как эту задачу решаем в СКОЛКЕ, поговорили с Татьяной Николаевной Шутовой — руководителем Центра метакомпетенций. Последние пять лет Татьяна Николаевна фокусно занималась метапредметным подходом: преподавала необычный для российских школ предмет — теорию познания, затем занималась организацией метапредметной олимпиады, разработкой диагностических метапредметных работ, сопровождала преподавателей в подготовке метапредметного компонента урока.

Татьяна делится:

Однажды в школе учительница сказала мне в ответ на какую-то реплику: «Нельзя так думать». Меня это удивило: почему? Неужели есть единственно верные способы мышления? Возможно, именно эти вопросы подтолкнули меня к занятию философией в университете. В какой-то момент мне стало особенно интересно, как мыслят дети: что вызывает у них любопытство, как они задают вопросы. С этим личным интересом я и пошла работать в школу. Как учитель я старалась проектировать уроки так, чтобы каждый элемент урока и курса отвечал на два вопроса: что ребенок должен знать и что он должен уметь после выполнения задания. Как учитель я старалась проектировать уроки так, чтобы каждый элемент урока и курса отвечал на два вопроса: что ребенок должен знать и что он должен уметь после выполнения задания.

Что такое метапредметность?

«Мета» — древнегреческая приставка, означающая «между» или «после», «за пределами». Метапредметность подразумевает работу с навыками, которые не привязаны к отдельному предмету. Так, не имеет значения, занимается ребёнок историей или математикой, в 4 или 11 классе он обучается — критическое мышление можно развивать везде и всегда.

Какие есть метаумения?

  • Связанные с процессом познания: логика, критическое и креативное мышление
  • Связанные с общением: коммуникация, в том числе публичные выступления, аргументация, понимание другого человека и его эмоций, распознавание контекста, работа в команде и создание командных проектов
  • Саморегуляция и владение собой: как я концентрирую внимание, насколько вовлекаюсь эмоционально, насколько мотивирован, насколько понимаю задачу и цель своей деятельности, как оцениваю себя или рефлексирую, как планирую свою деятельность

Зачем Мета-центр?

В школе реализуются метапредметные курсы: часть из них вписана в рамки государственного образовательного стандарта, другая – авторская. Мы также разрабатываем метапредметный компонент занятия: в каждом уроке преподаватель с ребенком ставят такие цели, которые помогают формировать различные навыки.

Дети не просто узнают новый материал, чтобы сдать экзамен и забыть его навсегда, но и учатся применять знания на практике. Мы сопровождаем преподавателя в этих процессах, помогаем сделать метапредметный подход к обучению базовой практикой.

Мета-центр проводит регулярные воркшопы для специалистов школы: коллеги знакомятся с существующими инструментами, формируют и определяют критерии оценки различных умений, делятся своими наработками, создают разные типы заданий, пробуют использовать опыт друг друга на своих занятиях.

Метаумения для себя

Уровень освоения универсальных навыков связан с возрастными, профессиональными, психологическими и физиологическими особенностями человека. Поэтому абсолютно нормально не владеть ими в совершенстве! Важно отдавать себе отчет в том, что можно развивать, чтобы справляться с профессиональными и личными вызовами.

Мета-центр СКОЛКИ рекомендует книги, которые помогут в этом детям и взрослым:

  • Аванта +: серия «Энциклопедия для детей»

    Знакомимся с разными областями знаний и исследуем мир. Для детей от 10 лет.

  • Научно-популярный журнал «Думай»

    Развиваем интерес к учебе и открытиям. Для детей от 12 лет, версия «Думай Кидс» — от 6 лет.

  • Чудакова М. Не для взрослых. Время читать!

    Размышляем о любимой художественной литературе. Для детей от 14 лет.

  • Левитин Д. Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды

    Осваиваем фактчекинг и выделяем главное в потоке информации. Для взрослых и детей от 12 лет.

  • Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений

    Учимся активному чтению и поиску смыслов между строк. Для взрослых и детей от 12 лет.

  • Чатфилд Т. Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение

    Применяем базовые стратегии критического мышления. Для взрослых и детей от 12 лет.

  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ

    Слушаем себя и других. В первую очередь для взрослых, детям от 16 лет.

  • Родари Дж. Грамматика фантазии

    Для родителей и педагогов, может быть интересно и детям. О том, как развивается фантазия

Адрес

Москва, Инновационный центр «Сколково», Большой б-р, д. 37
© 2024 ОАНО «Сколка». Все права защищены

Телефон

Социальные сети